• ru

Сандугаш Кенжебаева: «IT-модернизация БРК позволит успешно пройти стресс-тесты современности»

photo5199427610164178241.jpg

-  Пандемия коронавируса стала своего рода стресс-тестом для компаний, благодаря которой удалось выявить кто технически готов к вызовам современности, а кто нет. Традиционный подход к работе во всем мире изменился. Как этот процесс перехода пережили в БРК, ведь Банк успел обновить IT-инфраструктуру до начало пандемии? Какие теперь есть возможности у Банка?

- Если говорить о процессе перехода на режим дистанционной работы в случае объявления карантина, то Правление Банка разработало и утвердило соответствующий план заблаговременно. В течение трех недель велась подготовка: мы инструктировали сотрудников, оценивали имеющиеся ресурсы, тестировали возможные сценарии и технику. Более того, исходя из бизнес-процессов и законодательных требований, обязательств Банка, юридических, финансовых рисков и рисков информационной безопасности, мы заранее определили подразделения и список сотрудников, а также формы их работы. Все это позволяло осуществить переход на дистанционный режим работы всего за один день, включая и обращение к общественности через СМИ, сотрудникам и нашим контрагентам. Таким образом, 15 марта текущего года, в воскресенье, сразу после обращения Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, Председателем Правления в течение часа данный план был запущен в действие.

А вот основная работа по модернизации инфраструктуры Банка нами полностью завершена в 2019 году в соответствии с утвержденной Программой развития IT инфраструктуры БРК, с целью обеспечения безопасности, непрерывной деятельности и отказоустойчивости IT-системы. Важно то, что эта работа должна была быть осуществлена с возможностью работы в режиме реального времени, с сохранением производительности, с возможностью работы по резервным системам в случае чрезвычайных ситуаций. Параллельно проводились работы по увеличению производительности. Сейчас она у нас выросла в 30 раз.

Два года назад Банк переехал в новое здание, но серверные были перевезены только год спустя. Начало этому переезду положено моими предшественниками, и я как раз попала в самое горячее время по их реализации. Заместителем Председателя Правления я назначена в апреле прошлого года, в это же время началась работа по миграции систем. Департамент информационных технологий разработал пошаговый план, который предусматривал все варианты развития событий и на каждый из этих вариантов был свой сценарий действий. Переезд оборудования не должен был помешать операционной деятельности банка, поэтому фактически переезжали за 3 дня, с ночи пятницы до утра понедельника. Сначала виртуально, переносили данные на резервные хранилища, а затем физически - перевозили пустое оборудование. Ответственность – гигантская, поскольку речь шла обо всей банковской базе данных. Я видела опасения в глазах коллег, но, к счастью, всё прошло хорошо. Сейчас я с гордостью могу сказать, что коллеги из Департамента информационных технологий справились с этой задачей замечательно.

Что касается пандемии коронавируса, безусловно она внесла свои коррективы и поставила перед БРК новые вызовы. Вопрос автоматизации важен только в части обеспечения условий для работы всех сотрудников в период карантина, сейчас нами утвержден временный порядок работы для исключения прямого контакта клиентов с сотрудниками Банка. Однако то, что делают наши коллеги намного важнее для страны и Банка. Я не могу не отметить уровень вовлеченности всех сотрудников БРК, в условиях изоляции им приходится решать сложнейшие задачи. Способность в кратчайшие сроки мобилизоваться, адаптироваться к новым непривычным условиям, сплотиться в общей команде, видеть новые возможности в кризисе - мне кажется, все это лучшее доказательство профессионализма: меняться, чтобы изменить мир вокруг.

-  Как сейчас проходит удаленная работа в Банке? Ведь Банк одним из первых принял решение перейти на такой формат работы.

- Сотрудники Банка подключаются к своим рабочим местам используя VPN соединение, защищенное сертификатом, хранящемся на персональном токене. Для сотрудников ничего в процессе работы, кроме подключения к VPN и удаленному рабочему соединению, не поменялось. Заседания и рабочие встречи проходят в ZOOM, заявки пользователей принимаются во всех доступных мессенджерах и дистанционно отрабатываются. Локально выполняются только те операции, дистанционно выполнять которые запрещено законом. Сложности встречаются, но только в трафике интернета в местах проживания сотрудников.

- Будет ли потребность в новой IT модернизации?

- Стратегия IT утверждена в 2017 году. Основная задача была модернизировать всю IT- инфраструктуру, исходя из тех возможностей, которые были у Банка, и его потребностей в емкостях. Конечно, не исключено, что через несколько лет появится необходимость в расширении мощностей, потому что растут запросы бизнеса и меняются информационные потребности. Речь идет о создании баз данных, инициативе развития CRM систем на базе личного кабинета на сайте БРК - все для клиентов и контрагентов, в том числе покупка статистических данных, получение информации в режиме онлайн, бизнес-аналитика на базе data science.

Я рада, что БРК - одна из тех организаций, которая обновляя свои информационные возможности, меняет и мышление своих сотрудников. Мало просто купить оборудование, нужно еще научиться максимально использовать его возможности, иначе нет смысла в покупке нового оборудования при его неправильной эксплуатации. Это всё равно, что купить крутой гаджет или новейший смартфон, а использовать его как калькулятор и средство связи. Поэтому в Банке, параллельно с установкой нового программного обеспечения, проводилось обучение сотрудников. К тому же, нас периодически проверяют внешние эксперты на уровень IT- зрелости Банка и его коллектива.

Хочу отметить, IT-обновление позволило на практике добиться ускорения наших бизнес-процессов, связанных с принятием решения по проектам. К примеру, раньше с момента получения результатов банковской экспертизы и дальнейшего вынесения проекта на рассмотрение уполномоченного органа и подписания протоколов могло занять 1,5 месяца. Сегодня это процесс одного дня, если всё правильно предоставлено и, если с технической стороны все вопросы чётко и ясно проработаны.   Наши специалисты, как раньше, не тратят уйму рабочего времени на по-кабинетный сбор подписей. Мы имеем опыт проведения заседания уполномоченных органов в режиме онлайн, когда один из членов совета директоров находится на другом континенте, другие - в Бостоне, и остальные - в Нур-Султане.

- БРК заявляет о почти полном переходе на электронный документооборот. Чего вы смогли добиться и на каких аспектах деятельности компании это скажется?

- Переход к электронному документообороту по принципу Paper Free начал осуществляться почти сразу после вступления в должность нового руководителя БРК Абая Саркулова. Я приступила к текущим обязанностям незадолго до этого, так что решение задач по цифровизации для меня, как курирующего это направление в БРК, было одним из первых профессиональных вызовов. Департамент бизнес-процессов совместно с Департаментом информационных технологий разработали пошаговый план действий, в ее реализации также участвовали Департамент по управлению человеческими ресурсами и Департамент правового обеспечения. В течение 4 рабочих дней мобилизовали весь Банк, обучив коллег работе по новой системе с использованием электронной цифровой подписи. Все осложнялось тем, что работа выпала на начало мая, когда традиционно много праздничных выходных дней, к тому же в это время Департамент правового обеспечения, в связи со сменой первого руководителя БРК, вносил изменения в правоустанавливающие документы организации. Эти изменения требовали регистрации в государственных органах, а для получения ЭЦП в ЦОНах требовалась подпись главы легитимного руководителя Банка. Но несмотря на все препоны, мы справились с задачей и достигли цели: 226 сотрудников Банка в течение 4-х рабочих дней получили ЭЦП и установили ее на рабочих компьютерах. Таким образом, сегодня около 80% документооборота Банка переведены в электронный формат. Сделали исключение только для тех документов, которые необходимо хранить на бумажном носителе, к примеру это правоустанавливающие документы на имущество, представленного в залог Банку, соглашения об открытии кредитной линии и т.д., а также документы наших контрагентов, которые пока работают на бумажных носителях.

- Теперь БРК работает на языке BPM?

- Верно, появление BPM в Банке позволило ответить на ряд вопросов, таких как «что делать, если появляется необходимость быстро изменить работу всей организации?», «а если еще при этом внедряется автоматизация?» Для нас BPM – это методология, набор основных принципов и подходов к построению нотаций и самой организации работы при помощи бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс проходит определенный цикл от создания до внедрения, с повторяющимися интервью с владельцами бизнес-процессов, тестированиями и работой над ошибками. Этот цикл может повторяться бесконечное число раз. Любой бизнес или организация — не застывший монолит, а развивающийся организм в постоянно изменяющемся окружении. Когда процессы стандартизированы и оцифрованы - они понятны вне зависимости от страны, то есть международное унифицированные правила обеспечивают прозрачность деятельности. К тому же, цифровизация и автоматизация лучше всего подходят для искоренения любого вида риска коррупции, поскольку компьютер - это машина, которая предусматривает ответы на вопросы либо «да» либо «нет», без возможности подстрочного понимания какой-либо нормы документов. Но там, где нужно экспертное суждение, то есть сама экспертиза, требующая прочтения документов, контрактов, условий, обязательств непосредственно проекта - мы сохраняем практику индивидуального анализа каждого проекта экспертом. При этом, по каждому такому анализу сохраняется «электронный след», так каждый документ у нас подписывается ЭЦП лично самим сотрудником. Это усиливает персональную ответственность за вынесенное суждение каждого нашего эксперта, в то же время давая ему независимость. В жизни это всегда так – любая свобода подразумевает обязательство и ответственность.

- Как в Банке обеспечивается кибербезопасность?

- Вопросы повышения кибербезопасности находятся непосредственно в ведении Председателя Правления Банка. Организована специальная служба по информационной безопасности, которая напрямую подчиняется первому руководителю. Все предлагаемые IT - инициативы, всегда проходят проверку Службы по информационной безопасности: проводится кросс-тест на уязвимость от внешних угроз и реализуются с одобрения данной службы. Помимо этого, у Службы есть четко разработанные планы мероприятий на несколько лет, по ним ведется активная работа.

АО «Банк Развития Казахстана»
проспект Мәңгілік Ел, здание 55 А, н.п. 15 Z05T3E2 Астана
+7 (7172) 79 26 79