• ru

Порт на плаву

сухогрузные причалы 2.jpg

В 2005 году на реализацию проекта расширения морского порта Актау в северном направлении, АО «НК «Актауский морской международный торговый порт» (далее – Актауский морской порт) было привлечено финансирование АО «Банк Развития Казахстана» (далее – БРК, Банк, дочерняя структура Холдинга «Байтерек») на общую сумму 82,2 млн. долларов США.

За счет заемных средств БРК, Актауским морским портом были построены защитные гидротехнические сооружения мол и волнолом, которые защищают от волнового воздействия инфраструктуру действующего порта и образуют акваторию в северном направлении, за счет собственных средств проведены дноуглубительные работы в северной акватории.

Коммерческие причалы и наземная инфраструктура в рамках реализации проекта расширения морского порта Актау в северном направлении были построены в свою очередь ТОО «Актауский морской северный терминал» (далее - ТОО «АМСТ»).

DSC_0060-1.JPG

Созданная Актауским морским портом инфраструктура в северном направлении позволяет морским судам заходить под погрузку/разгрузку к причалам ТОО «АМСТ», и увеличила возможности порта по обслуживанию морских судов.

Актауский морской порт является единственным торговым портом Казахстана, работающим с 2002 года по международным стандартам системы управления качеством ИСО 9001, отвечающим требованиям безопасности мореплавания и обслуживания судов. Также Актауский морской порт является одним из градообразующих предприятий области. На предприятии на сегодняшний день работает 472 сотрудника. Максимальная пропускная способность порта 17,5 млн. тонн грузов в год.

В текущем году в связи с пандемией, и как следствием кризисом на мировом рынке нефтепродуктов, замедлением торговли ожидается, что через порт пройдет чуть более 3 млн. тонн грузов.

DSC_0156.JPG

Надо отметить то, что наибольшую долю среди отправляемых через морской порт Актау грузов традиционно занимала нефть, и в общей структуре грузов составляла порядка 60%.

С 2009 года наблюдается постепенное снижение объемов перевалки нефти на экспорт через порт Актау, с 11,3 млн. тонн в 2009 году до 2,2 млн. тонн в 2019 году то есть более чем в 5 раз, что обусловлено переориентацией грузопотока на трубопроводный транспорт.

В последние годы объемы перевалки нефти составляли в среднем 2,2 млн. тонн в год.

Однако, сейчас из-за повсеместного карантина и остановки многих производств снизились объемы потребления нефти и нефтепродуктов, произошло снижение мировых цен на нефть, что также стало причиной снижения объема перевалки нефти и через Актауский морской порт.

DSC_4478.JPG

Особенно болезненно это сказывается на локальных компаниях, отгружающих нефть в небольших объемах (их доля - 500 тыс. тонн в год).

Через Актауский морской порт в страну завозят цемент из Ирана, но в данное время в целях поддержания отечественного производителя, Правительством Казахстана введен запрет на ввоз цемента (сроком на 6 месяцев) из третьих стран. По этой причине Актауский морской порт недополучает доход от перевалки цемента. На данный момент отправка сезонного груза - зерна уже завершена, следующие партии пойдут за рубеж на экспорт только осенью.

Надо отметить то, что пандемия коронавируса также повлияла на перевозку транзитных грузов из Китая через Актауский морской порт.

В настоящее время потерянные объемы транзитных грузов из Китая частично компенсируются объемами грузов «цветные металлы» из Узбекистана в Турцию транзитом через Актауский морской порт.

В этой связи, Актауский морской порт обратился в ФНБ «Самрук-Казына», НПП «Атамекен» и Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК с просьбой оказать меры поддержки порту, в том числе по дерегулированию услуг судозахода танкеров, освобождению от части налогов и по вопросу приостановления начисления вознаграждения по займам БРК.

DSC_0027.JPG

Также, Актауский морской порт обратился в Банк Развития Казахстана с просьбой приостановить начисление вознаграждения на период действия режима ЧП в Казахстане и перенести срок оплаты основного долга и вознаграждения по текущему Договору банковского займа на ноябрь т.г.

По итогам рассмотрения обращения порта, уполномоченным органом БРК было принято решение перенести очередные платежи по основному долгу и вознаграждению с 15 мая на 15 ноября 2020.

“Данная отсрочка позволит нам выровнять ситуацию, сохранить финансовую устойчивость компании. И надо отметить, то, что мы сохранили рабочие места, удалось избежать сокращений и отпусков без содержания. В период карантина и в целях оптимизации расходов, в том числе фонда оплаты труда введен режим неполного рабочего времени, отдельные категории персонала выводились в частичный простой - неделю работали, неделю находились в простое. За простой получают 50% средней заработной платы, а в дни, когда работали, получали полноценную заработную плату. Но никто из персонала не остался без работы. Благодаря отсрочке по выплате БРК мы сохранили рабочие места, можем выплачивать заработную плату” - отмечает администрация морского порта.

Надо отметить, что и в декабре 2018 года после обращения Актауского морского порта, БРК провёл реструктуризацию валютных займов в национальную валюту тенге со ставкой вознаграждения 7% годовых, с пролонгацией сроков по выплате займов на три года.

Несомненно, принимаемые меры институтов развития, в частности БРК, нацелены на поддержку и удержание отечественных предприятий на плаву, это особенно важно в нынешней ситуации. Мы верим в то, что Актауский морской порт останется флагманом в сфере портовой деятельности.

АО «Банк Развития Казахстана»
проспект Мәңгілік Ел, здание 55 А, н.п. 15 Z05T3E2 Астана
+7 (7172) 79 26 79