• ru

«DBK TALK» - Создать правильную систему корпоративных ценностей: как работает служба комплаенс в БРК?

20201203_114954.jpg

Несмотря на то, что система комплаенс очень сложна во внедрении, она при этом крайне эффективна как инструмент предотвращения и профилактики коррупционных действий внутри организаций. По словам Алмы Аймурзиной, главное в этом процессе не регламентация, а правильно выстроенная комплексная система корпоративных ценностей. Банк Развития одним из первых приступил к формированию системы комплаенс, создав соответствующую службу в 2008 году. Более того, БРК первым в группе Холдинга «Байтерек» принял на себя функцию по противодействию коррупции. На сегодняшний день в целях снижения коррупционных рисков и минимизации влияния человеческого фактора в БРК осуществляется автоматизация бизнес-процесса.

Как руководитель службы комплаенс в организации, ставшей флагманом в этом направлении, расскажите в чем сложность и особенность антикоррупционной деятельности в корпоративном секторе?

Служба комплаенс в БРК создана 12 лет назад. Изначально ее функции включали в себя проведение антикоррупционных экспертиз внутренних актов Банка, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, однако с принятием в 2009 году закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, появилось новое направление. Особенность БРК заключается в том, что мы первые в группе Холдинга приняли на себя функцию по противодействию коррупции: это проведение антикоррупционной экспертизы проектов внутренних актов Банка, ведение списка аффилированных лиц, экспертиза проектов, в том числе выявление у клиентов Банка причастности к совершению коррупционных правонарушений. С 2015 года, после принятия закона о противодействии коррупции, встал вопрос о создании системы противодействия коррупции, отвечающей не только требованиям казахстанского законодательства, но и требованиям международных стандартов. Причина заключилась в том, что Банк сотрудничает с международными финансовыми институтами, которые задают высокую планку антикоррупционных стандартов. Стоит отметить, что мы не остановились на внедрении антикоррупционных стандартов внутри Банка, так как система противодействия коррупции является, пусть и неотъемлемой, но частью системы корпоративного управления. Так, одним из принципов в области устойчивого развития Банка является нетерпимость к коррупции. Мы понимали, что БРК и его дочерним организациям следует развивать диалог с заинтересованными сторонами, чтобы повышать их информированность в борьбе с коррупцией. Именно поэтому включили антикоррупционные оговорки в соглашения об открытии кредитной линии и договоры банковского займа, заключаемые с клиентами Банка.

6 октября 2020 года Глава государства подписал закон, согласно которому расширен круг должностных лиц квазигоссектора, являющихся субъектами коррупции. Какие меры принимаются в БРК для предотвращения со стороны новых субъектов коррупции злоупотребления должностными полномочиями?

Действительно с принятием Закона и расширением перечня лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, перед нами встала задача определить полный перечень таких лиц. Если с определением лиц, уполномоченных на принятие решений по организации и проведению закупок, все более или менее понятно, то с определением лиц, ответственных за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда, возникли некоторые вопросы. БРК имеет особый правовой статус, его деятельность регулируется отдельным законом о Банке развития Казахстана. В БРК внедрена трехэтапная процедура экспертизы проектов, при этом на каждом из них задействованы несколько подразделений, каждое из которых выполняет свою задачу. Все проекты проходят несколько этапов рассмотрения коллегиальными органами Банка, каждый из которых принимает решения в пределах своей компетенции. Как видите, это широкий круг лиц, поэтому мы обратились в Агентство по противодействию коррупции и получили ответ, что при принятии решения об отнесении работников БРК к понятию «лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций» необходимо руководствоваться не членством работника в коллегиальном органе, а его должностными полномочиями, предусмотренными во внутренних документах Банка.

СК.png

Сотрудники Службы Комплаенс Банка Алма Аймурзина, Айгуль Айтбекова

Таким образом мы проанализировали все организационно распорядительные документы, в том числе доверенности, выданные Председателем Правления Банка, по наделению работников теми или иными полномочиями, должностные инструкции работников не ниже уровня руководителя структурного подразделения, задействованных в процедурах по отбору и финансированию проектов и составили полный перечень приравненных лиц, проинформировали их о необходимости предоставления декларации о доходах и имуществе в налоговые органы. Сейчас проводится работа по получению от них заявлений о принятии антикоррупционных ограничений.

Расскажите подробнее о политике противодействия коррупции в БРК.

Первая Политика противодействия коррупции и мошенничеству, она тогда так называлась, принята еще в 2014 году. В ней определены виды коррупционных правонарушений, за совершение которых установлена административная или уголовная ответственность, меры противодействия коррупции, которые должны в обязательном порядке приниматься в Банке. Более того, документ раскрывает порядок проведения ежеквартального антикоррупционного мониторинга, внутреннего анализа коррупционных рисков, регламентирует принятие приравненными лицами антикоррупционных ограничений, меры финансового контроля. Дополнительно, политика содержит информацию о каналах связи для сообщения о любых проявлениях коррупции как со стороны работников Банка, так и в отношении работников Банка со стороны третьих лиц. Приложением к политике являются антикоррупционные стандарты Банка.

Ежегодно все работники Банка, включая руководство, направляют в службу комплаенс подтверждение о том, что внимательно изучили, поняли и обязуются добросовестно следовать политике. В настоящее время подготовлен пакет изменений, связанный с принятием закона от 6 октября 2020 года, в том числе, и в политику противодействия коррупции.

Как выстроена политика по урегулированию корпоративных конфликтов и конфликта интересов?

Еще в 2010 году по инициативе службы комплаенс, команда БРК приняла Политику по урегулированию конфликта интересов должностных лиц и работников Банка. В 2015 году документ дополнен нормами об урегулировании корпоративных конфликтов. Тут важно четко понимать, что такое конфликт интересов — это возникновение личной заинтересованности в какой-либо сделке, которая мешает выполнять надлежащим образом свои служебные обязанности, а порой приводит к негативным последствиям. Поэтому именно с этой точки зрения нами определены ситуации конфликта интересов.

Сейчас в нашем банке осуществляется автоматизация бизнес-процессов Банка, внедряется ВРМ система, что, помимо оптимизации бизнес-процессов, минимизирует влияние человеческого фактора, что в свою очередь снижает коррупционные риски. Так, мы автоматизировали процесс формирования списков аффилированных лиц Банка в ВРМ системе Банка, актуализация которого проводится ежемесячно. При поступлении заявки от клиента данные сверяются со списком аффилированных лиц. При выявлении совпадений информация поступает в службу комплаенс для выдачи рекомендаций о том, каким образом необходимо урегулировать конфликт интересов либо отказаться от сделки в случае невозможности урегулирования. Помимо ситуаций конфликта интересов политика содержит порядок их урегулирования, а также процедуре сообщения о таких ситуациях.

Есть ли в БРК понятие этических подарков или практика дарения подарков отсутствует?

В прошлом году мы приняли политику в отношении подарков, основной целью которой является минимизация коррупционного риска, связанного с распространением имиджевой продукции, получением и вручением подарков. Во-первых, мы определили, что такое подарок для Банка - не только вещь, но и любые услуги, приглашения, поездки, иные формы вознаграждения, предоставляемые сотрудниками или сотрудникам Банка. Во-вторых, нами определено понятие этического подарка – это подарки контрагентам в процессе законной деловой деятельности, оправданные целями укрепления деловых и партнерских связей, поддержания престижа Банка, традициями гостеприимства при условии соблюдения требований законодательства РК. Все работники Банка в случае попытки вручения подарков обязаны принять незамедлительные меры по возврату подарков лицу, вручившему подарок. При невозможности возврата подарка они могут быть использованы на благотворительные цели. Служба комплаенс ведет учет поступивших подарков и куда они были переданы.

Насколько нам известно, в деятельности Департамента по управлению человеческими ресурсами был проведен анализ коррупционных рисков. Поделитесь, пожалуйста, результатами.

В результате внутреннего анализа мы пересмотрели порядок проведения конкурсного отбора кандидатов на вакантные должности. Я хочу отметить, что принцип Ton at the Top (принцип «тона сверху») в БРК реализуется на деле, так как руководил и координировал анализ, а также был ответственным за его результаты сам Председатель Правления Банка Абай Саркулов. Им принято решение о том, что конкурсные процедуры по отбору персонала необходимо пересмотреть, при этом решение о принятии на работу того или иного кандидата должен принимать кадровый комитет. Теперь число кандидатов, рассматриваемых кадровым комитетом, должно составлять не менее трех человек на одну вакансию. Сейчас на внутреннем сайте Банка размещается информация о том, сколько заявок рассмотрено, отобрано для участия в тестировании и собеседовании, а также указано количество кандидатов, поступивших на рассмотрение кадрового комитета.

Какие каналы связи имеются в службе комплаенс Банка?

Для внешних обращений у нас есть телефон горячей линии, имеющий функцию записи звонков, его номер указан на корпоративном сайте БРК https://www.kdb.kz/contacts/. Обращения от работников Банка поступают в письменном виде непосредственно в службу комплаенс.

АО «Банк Развития Казахстана»
проспект Мәңгілік Ел, здание 55 А, н.п. 15 Z05T3E2 Астана
+7 (7172) 79 26 79