В мае и сентябре 2016 года БРК разместил вклады (депозиты) в АО
«Delta Bank» на общую сумму 60 млн долларов США со сроками возврата до мая и сентября 2017 года, соответственно. Кредитный рейтинг банка в иностранной валюте на момент размещения вкладов по данным международного рейтингового агентства S&P Global Ratings -
«B/стабильный/B».
В виду невозврата вкладов по причине ухудшения финансового состояния и возникшую в связи с этим угрозу применения Национальным Банком Республики Казахстан в отношении АО «Delta Bank» санкции в виде лишения банковской лицензии, в июне 2017 года, БРК, под гарантию крупного акционера АО «Delta Bank» – Тлеубаева Нурлана Сактапбергеновича и гарантию подконтрольной ему компании – ТОО
«Корпорация «АПК-Инвест», принял права требования АО «Delta Bank» к трем заемщикам – ТОО «Акан Курманов», ТОО «ПромТорг-ПБ», ТОО
«СевКазИнвест-2020» на сумму 60,8 млн долларов США, счет обязательств перед БРК по вкладам (из которой 60 млн основная сумма вклада, 0,8 млн недополученная сумма вознаграждения и штраф).
После принятия прав требования был обеспечен возврат части задолженности (суммарно 14,3 млн долларов США), а остаток долга (46,5 млн долларов США) был конвертирован в тенге в феврале и марте 2018 года в соответствии с решениями суда о взыскании задолженности (в порядке пункта 20 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан № 5 от 11 июля 2003 года «О судебном решении», пункта 2 статьи 127 ГК РК).
В последующем, дополнительно было обеспечено погашение долга в размере 511,9 млн тенге. Остаток задолженности на текущий момент составляет 14,5 млрд тенге.
В настоящее время проводятся мероприятия по возврату задолженности в рамках процедур банкротства и принудительного исполнения решений судов.
Вместе с тем, по инициативе БРК в отношении Нурлана Тлеубаева, экс-руководителей АО «Delta Bank» и иных лиц возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств в особо крупном размере. Нурлан Тлеубаев взят под стражу с санкции суда. В настоящее время производство (следствие) по уголовному делу завершено и с обвинительным актом передано в суд для рассмотрения по существу.
2. В 2007-2008 годах в рамках реализации инвестиционного проекта
«Строительство цементного завода производительностью 1 млн тонн в год в Восточно-Казахстанской области» БРК профинансировал ТОО
«Казахцемент» на общую сумму 86,9 млн долларов США.
В залог по займу было принято имущество, а также гарантии конечного бенефициара – Апсалямова Ерболата Надирбековича и подконтрольных ему юридических лиц.
В рамках исполнения обязательств часть суммы займа порядка 56,2 млн долларов США (основной долг – 23 млн, вознаграждение – 32,6 млн, неустойка – 0,6 млн) была погашена. Далее ввиду ухудшения финансового состояния заемщика БРК проведены ряд реструктуризаций, однако, в последующем, ввиду неисполнения обязательств оставшаяся задолженность, включая накопившуюся за период просрочки пеню и штрафы, была взыскана в судебном порядке с должников солидарно. В результате реструктуризаций, а также согласно состоявшемуся судебному решению о взыскании задолженности остаток долга был конвертирован в тенге и составил 25,9 млрд тенге.
В ходе исполнения судебного решения обеспечено погашение долга на сумму 7,1 млрд тенге (включая основной долг - 6,4 млрд тенге).
На текущий момент остаток задолженности составляет 18,8 млрд тенге.
В настоящее время осуществляются мероприятия по возврату остатка задолженности в рамках процедур банкротства и принудительного исполнения решений судов.
3. В рамках исполнения Планов совместных действий Правительства Республики Казахстан и Нацбанка по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 годы №1276 и от 11 марта 2015 года №124, а также решений Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан, БРК профинансировал АО «Казинвестбанк» (далее
– КИБ) на общую сумму 9 млрд тенге для дальнейшего финансирования субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.
В последующем, в соответствии с постановлением правления Нацбанка от 26 декабря 2016 года №291, КИБ лишен лицензии на проведение банковских операций и деятельности на рынке ценных бумаг.
18 августа 2017 года, специализированным межрайонным экономическим судом города Алматы по иску Нацбанка было принято решение о ликвидации КИБ, и в этой связи была начата процедура его принудительной ликвидации.
Приказом Нацбанка №56 от 24 января 2018 года создана ликвидационная комиссия КИБ, к которой перешли полномочия по управлению имуществом КИБ.
Требования БРК на сумму 6,6 млрд тенге включены в очередь реестра требований кредиторов КИБ. По состоянию на 1 мая 2022 года остаток задолженности КИБ перед БРК составляет 6,2 млрд тенге.
Из указанных на сайте инвестиционных проектов ранее финансирование БРК получал:
Этап 3. Банковская экспертиза – этот этап подразумевает привлечение внешних экспертов, которые дают независимую оценку по залоговому имуществу, технической и закупочной части проекта, анализ маркетинговой составляющей, заключение государственной экологической экспертизы и др.
При снятии проекта с рассмотрения он исключается из соответствующего раздела сайта Банка. При одобрении и начале финансирования – переносится в раздел «На финансировании».
Все мероприятия, проведенные с 2015 года в направлении развития системы управления рисками позволили Банку эффективно противостоять негативным последствиям пандемии Covid-19, а также быть готовым к макроэкономическим и политическим вызовам будущих периодов.
В настоящий момент внутренние регламенты, методики и правила по управлению рисками Банка соответствуют международным стандартам Basel II и IFRS9.
Учитывая динамику изменения структуры активов Банка и планов по развитию своей кредитной деятельности, на постоянной основе проводится работа по оптимизации и совершенствованию системы управления рисками. В рамках совершенствования системы управления рисками и внутреннего контроля в Банке Развития были внесены следующие ключевые изменения по методологии рисков:
• В Политике управления рисками АО «Банк Развития Казахстана»
расчета страновых лимитов. Учитывая увеличение доли портфеля межбанковского кредитования, Банком Развития был внедрен расширенный финансовый анализ по банкам второго уровня для выявления слабых и сильных сторон финансово хозяйственной деятельности БВУ, внедрена система раннего оповещения по банкам второго уровня, основными задачами которой являются, выявление фактов, событий, показателей, способствующих своевременному обнаружению источников изменения риск-профиля БВУ.
• Внесены изменения в части внутреннего контроля, а именно были проведены работы по совершенствованию Матрицы бизнес-процессов, рисков и контролей. Внедрено обязательное назначение Риск- координаторами - руководителей структурных. Внедрены процедуры по мониторингу эффективности контрольных процедур.
• При активном участии Марсии Фавале Банк в 2017 году подготовил и разработал методику формирования резервов в соответствии с международным стандартом МСФО 9, что позволило Банку перейти на новый стандарт одному из первых среди финансовых институтов Казахстана.
Также, с учетом новых вызовов, в течение указанного периода был внесен ряд изменений в процедуры управления кредитным риском. В частности:
• Была усовершенствована методика управления политическими рисками;
• Был внедрен процесс «Система раннего оповещения», целью которого является обеспечение своевременного реагирования на изменения риск-профиля по проектам на основе мониторинга установленных сигналов раннего оповещения.
• Ежегодно проводится работа по анализу проведенных реструктуризаций в Банке по всем Заемщикам, с указанием и анализом причин, приведших к изменению условий финансирования. Данный анализ поспособствовал выявлению основных (часто встречающихся) причин, был составлен регистр рисков и их митигантов с целью минимизирования реструктуризации по проектам в будущем, который используется в работе при рассмотрении проектов. На основе данных анализов, при необходимости, вносятся изменения в действующие Методики структурных подразделений;
• Были внесены значительные изменения в оценку риска концентрации, по рекомендации Марсии Фавале группирование контрагентов Банка, проводится на физическом лице – конечном собственнике, применены международные стандарты консолидации групп, при которых помимо юридической связанности, учитывается также и экономическая связь между контрагентами, что позволяет Банку
«предвидеть» риски одного заемщика от наступления рисков у вторых.
По четвертому вопросу. «…Марсия Фавале принимала активное участие в актуализации Стратегии развития дочерней организации БРК, АО «Фонд развития промышленности…» В части каких конкретно направлений была актуализирована вышеупомянутая стратегия? Как актуализация стратегии положительно повлияла на результаты работы АО «Фонд развития промышленности»?
С момента вступления Марсии Фавале в должность Независимого директора актуализации подверглись практически все разделы Стратегии развития БРК, с учетом изменившихся внешних и внутренних факторов деятельности Банка, а также возникших новых потребностей и задач.
В частности, были проанализированы и актуализированы макроэкономические условия, непосредственно влияющие на деятельность БРК, приведен более подробный анализ по текущей ситуации с диверсификацией и качеством экспорта страны. Вместе с тем, стратегические направления развития БРК были изменены с учетом условий экономики Казахстана, глобальных тенденций в предоставлении финансовой помощи, новых принципов деятельности Банка.
Ключевой акцент в рамках актуализации Стратегии развития БРК делается на увеличении участия частного сектора в диверсификации и модернизации экономики страны путем большего внедрения рыночной составляющей во взаимоотношения БРК с инвестиционным сообществом и бизнесом, а также на повышении доли рыночного фондирования в общей структуре заимствований БРК.
Также был сделан фокус на развитии перспективных отраслей и товарных ниш, имеющих низкую корреляцию цены продукции с ценой на сырье (товары верхнего и среднего переделов).
Дополнительно в проект Стратегии развития БРК включена стратегическая цель по внедрению и соблюдению принципов устойчивого развития, включая стимулирование процесса перехода к «зеленой» экономике, которая предусматривает разработку собственной методологии БРК по устойчивому развитию, регламентирующую критерии определения проектов в соответствии с принципами устойчивого развития, процедуры мониторинга соответствия деятельности предприятий принципам устойчивого развития, соответствия операционной деятельности Банка и его клиентов принципам ESG.
Дополнительно отметим, что в декабре 2021 года под председательством Марсии Фавале была проведена стратегическая сессия по обсуждению Стратегии развития ФРП при участии представителей АО «НУХ «Байтерек», АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Фонд развития промышленности».
По итогам сессии между сторонами были обсуждены основные моменты, новшества и направления деятельности ФРП, также особое внимание было уделено новому для ФРП инструменту – кредитованию. В целом стоит отметить, что актуализация Стратегии развития ФРП была проведена в рамках актуализации Стратегий развития БРК и АО «НУХ «Байтерек».