Dear Readers!
The DBK team expresses its gratitude to the readers and journalists, our clients and our partners for the interest in our activities and information support they provide. The DBK receives requests from Kazakhstani and international media, the expert community and the members of the public on an ongoing basis. In order to ensure the maximum openness and the transparency of our activities as well as to strengthen the public confidence in the ongoing reforms in the DBK, in this section we offer you to find the answers to the top media requests.

The response to the request is dated on the website by the date the request was received by the DBK. At the same time, we inform you in order to maintain the regulations for the preparation of unique author's material, the answers are published on the website not earlier than 5 (five) working days from the moment the answer was sent to the media.

Запрос ТОО «Ulуs Media Group»

Вопрос 1. Планирует ли АО «Банк Развития Казахстана» (далее – БРК) принимать участие в реализации государственной программы льготного автокредитования в 2022 году, на каких условиях?

Ответ: В настоящий момент Правительством Республики Казахстан прорабатывается вопрос о выделении через АО «Жасыл Даму» 100 млрд тенге дочерней организации БРК АО «Фонд развития промышленности» для льготного автокредитования физических лиц. Ранее льготное автокредитование осуществлялось только через банки второго уровня (далее – БВУ), в этом году БРК планирует дополнительно привлечь к реализации программы частные лизинговые компании и микрофинансовые организации, что позволит повысить конкуренцию среди операторов программы, увеличить охват и тем самым улучшить качество обслуживания будущих автовладельцев. Главным отличием программы от действующей будет финансирование новых автомобилей, стоимостью до 10 миллионов тенге без внесения авансового платежа. Остальные параметры и детали программы прорабатываются.

Вопрос 2. На каких условиях были выделены средства БРК в рамках программы льготного автокредитования в прошлые годы?

Вопрос 3. Каким образом покрывались расходы БРК при участии в реализации программы льготного автокредитования в прошлые годы? Процентная ставка в 6%, при озвученных Правительством РК 4%, включала в себя процент БРК?

Ответ: Банк Развития является оператором Программы льготного автокредитования, которая запущена 20 апреля 2015 года (План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования отечественных производителей и экспортеров (постановление Правительства Республики Казахстан от 23 апреля 2015 года № 271), от 29 ноября 2017 года №792, от 21 февраля 2019 года №79, постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 79 «Об утверждении Программы кредитования покупателей легкового автотранспорта отечественного производства»).

Банком Развития выделялись средства БВУ на следующих условиях:

1) ставка вознаграждения – не более 1,0 % годовых;

2) срок займа БВУ – различаются по различным программам (максимальный срок – до 20 лет);

3) выплата вознаграждения по займу – 2 раза в год;

4) валюта займа БВУ – тенге;

5) погашение основного долга – по программам, финансируемым из средств Национального фонда РК и Национального Банка РК – в конце срока займа, по программам, финансируемым из средств республиканского бюджета – полугодовыми платежами по истечению льготного периода, который составляет 6 лет;

6) в рамках договора банковского займа, заключенного между БРК и БВУ, средства направляются БВУ на цели кредитования физических лиц – покупателей легкового автотранспорта отечественного производства.

Денежные средства в рамках программы поддержки отечественных производителей получены Банком Развития по ставке 0,15% годовых, маржа БРК – 0,85%. БВУ финансируют физических лиц-покупателей легкового автотранспорта отечественного производства по ставке 4% годовых (при этом годовая эффективная ставка вознаграждения для конечного заемщика не должна превышать 7,5% годовых с учетом затрат конечного заемщика по страхованию и оформлению в залог автотранспорта).

Следует отметить, что БРК несет полную ответственность за возвратность полученных средств государству вне зависимости от

платежеспособности БВУ, участвующих в программе на протяжении всего срока реализации программы. В функции БРК как оператора Программы также включены мониторинг, администрирование, а также обеспечение возвратности выданных средств в БВУ при ухудшении их финансового состояния. 

Вопрос 4. Какая работа по части реформирования Банка проводится в настоящее время? Когда планируете ее завершить?

Ответ: В феврале текущего года в Правительстве РК обсуждены планы реформирования Банка, в рамках которого планируется, что БРК будет больше ориентирован на льготное финансирование производств несырьевой продукции верхнего и среднего уровня переделов, индустриализацию и обеспечение роста несырьевого экспорта страны. Это масштабные и капиталоемкие инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, имеющие стратегическую и экономическую значимость для страны. Для поддержания больших объемов финансирования в различных отраслях казахстанской экономики необходима хорошая база фондирования и Банк Развития Казахстана продолжит курс на привлечение международных инвестиций, активно снижая долю государственных средств в структуре фондирования. На сегодняшний день БРК – единственный казахстанский эмитент, который уже четыре раза успешно выходил с еврооблигациями в тенге. Объём привлеченного Банком фондирования в 2021 году составил 647,2 млрд тенге. На каждый 1 тенге из государственных средств Банком Развития привлечено 3,46 тенге рыночного заимствования. Несмотря на негативные события, произошедшие в Казахстане и в евразийском регионе в целом, а также критику деятельности БРК руководством страны, нами была проведена работа с международными рейтинговыми агентствами, в результате которой удалось сохранить рейтинги БРК на страновом уровне, то есть максимально возможном (https://www.kdb.kz/pc/news/pressreleases/12466/или www.fitchratings.com/research/banks/fitch-affirms-development-bank-of-kazakhstan-outlook-stable-01-0.... Сохранение рейтингов критически важно для обеспечения способности БРК привлекать ресурсы на международном финансовом рынке.

БРК также акцентирует свою работу на финансировании экспортоориентированных производств, а также проектов, направленных на трансфер технологий, импортозамещение и развитие инфраструктуры. Реформирование деятельности БРК предполагает расширение доступа к продуктам БРК и повышение оперативности оказания услуг. К примеру, планируется сократить сроки совокупного рассмотрения заявок на 80 рабочих дней, а также внедрить цифровую платформу по принятию и рассмотрению кредитных заявок. Будет запущен дистанционный цифровой банковский сервис «Банк-Клиент», который сократит сроки операционного обслуживания клиентов и обеспечит прозрачность отслеживания статуса кредитных заявок.

Кроме того, БРК будет и дальше развивать механизмы софинансирования (синдицированное кредитование) с участием БВУ и международных финансовых организаций, что позволит расширить вовлеченность частного капитала в развитие экономики Казахстана.

Также, в Банке Развития утвержден План мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан К.К. Токаева, данных на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года. В настоящее время проводится работа по внесению изменений во внутренние акты Банка, регулирующие его деятельность, работу планируется завершить до конца второго квартала текущего года.

Вопрос 5. Какое количество заявок поступило на рассмотрение в БРК с начала 2022 года, на какой стадии находятся эти заявки?

Ответ: С начала 2022 года на рассмотрение через CRM-систему в БРК поступило 23 заявки, из которых 22 инвестиционных проекта и 1 экспортная операция. Всего на первом предварительном этапе «Бизнес-предложение» находятся 13 проектов, 10 из которых успешно завершили его. На втором этапе «Индикативный анализ» рассматривается 1 проект. Снято с дальнейшего рассмотрения 9 проектов (по причине предоставления неполного пакета документов для дальнейшей экспертизы).

Вопрос 6. Какое количество проектов профинансировано с начала 2022 года?

Ответ: За период с 1 января по 15 марта текущего года Банком Развития профинансировано 9 проектов, из которых 3 инвестиционных проекта и 6 предэкспортных операций.

Вопрос 7. На сайте размещена информация по 42 проектам, которые находятся на рассмотрении в БРК. Является ли данная информация актуальной или часть из этих проектов были на текущую дату отклонены либо уже профинансированы?

Ответ: Информация по проектам на стадии рассмотрения (https://www.kdb.kz/projects/under-consideration/) подлежит актуализации на постоянной основе.

Вопрос 8. Какой бюджет ежегодно выделяется БРК на развитие и внедрение цифровых решений? Какие это решения? С кем и на какие суммы в рамках данного направления были заключены БРК договоры в период с 2017 года по 2022 годы (информацию просьба предоставить в разбивке по годам)?

Ответ: В целях повышения прозрачности, качества и скорости предоставления услуг, в 2019 году была утверждена новая IT-Стратегия Банка, которая направлена на развитие 5 направлений – модернизация инфраструктуры и обновление оборудования, внедрение системы управления внутренними процессами БРК, внедрение системы управления процессами взаимодействия с внешними контрагентами, развитие информационной безопасности и совершенствование учётных систем банка. Автоматизация и цифровизация являются непрерывными процессами и обусловлены как требованиями законодательства в части учета, сохранности и управления данными, ПОД/ФТ, валютного регулирования, так и необходимостью оптимизации человеческих ресурсов и повышения эффективности и скорости в деятельности Банка. За счет цифровизации БРК сохраняет и наращивает объемы кредитования экономики несмотря на сокращение персонала, прошедшее в предыдущие годы. За счет оптимизации процессов и цифровизации производится внутреннее перераспределение человеческих ресурсов, к примеру в этом году без увеличения общей численности создается отдельный блок по работе с экспортерами. Внедрена BPM система, в рамках которой автоматизированы процессы рассмотрения проектов на всех трех этапах анализа: от бизнес-предложения до банковской экспертизы, а также все сопутствующие процессы кредитования и кадрового администрирования, запущена система «Личный кабинет Клиента» через которую можно дистанционно подавать заявки на финансирование и также отслеживать статус их рассмотрения, введен безбумажный документооборот, оптимизированы процессы принятия решений уполномоченных органов БРК.

Кроме того, в БРК осуществлен отказ от традиционной телефонии, благодаря чему Банку удалось снизить капитальные затраты на оборудование до 43,4 млн тенге.

Отметим, что все закупки по услугам IT открыто проводятся на портале государственных закупок https://www.goszakup.gov.kz/ и ранее на https://mitwork.kz/, где размещена информация для общего просмотра. Годовой план закупок размещен на сайте Банка https://www.kdb.kz/purchases/annual-procurement-plan/.

Вопрос 9. Сколько свободных денежных средств имеется у БРК на сегодняшний день и в какие инструменты они размещены?

Ответ: Информация об активах Банка, в т.ч. денежных средствах и их эквивалентах размещается на ежеквартальной основе на портале АО «Казахстанская фондовая биржа» https://kase.kz/ru/, а также данная информация размещена в депозитарии финансовой отчетности. Необходимо отметить, что в 2022 году БРК предстоит погасить обязательства на сумму более 1,6 млрд долларов США, в связи с чем практически в каждом квартале текущего года запланированы мероприятия как по погашению обязательств так и по привлечению средств для кредитования экономики.

Вопрос 10. Какой годовой бюджет БРК в 2022 году?

Ответ: План годового бюджета Банка (на неконсолидированной основе) представлен далее:


Вопрос 11. Сколько человек работает в БРК?

Ответ: По состоянию на 31.03.2022 в Банке работает 216 человек.

Вопрос 12. Какой общий годовой ФОТ в 2021 и в 2022 годах, включая бонусы, премии, выплаты на оздоровление при выходе в отпуск и другая материальная помощь (предоставьте, группируя в разбивке по вышеуказанным статьям)?

Ответ: В соответствии с требованиями законодательства, информация, подлежащая раскрытию и не составляющая банковскую или коммерческую тайну, раскрыта в финансовой отчетности и годовых отчетах Банка, а также размещена на порталах Казахстанской фондовой биржи и депозитария финансовой отчетности. Следует отметить, что уровень оплаты труда в БРК отстает от коммерческого сектора и БВУ, в связи с чем уровень текучести кадров в 2021 году превысил 25%. Обеспечение высокого уровня квалификации персонала критически важно для обеспечения качества предоставлямых услуг без ущерба качеству активов и кредитного портфеля.

Вопрос 13. Какая сумма в бюджете БРК на 2022 год предусмотрена для оплаты услуг независимым директорам?

Ответ: В соответствии с требованиями законодательства, информация, подлежащая раскрытию и не составляющая банковскую или коммерческую тайну, раскрывается в финансовой отчетности Банка, а также размещается на порталах Казахстанской фондовой биржи и депозитария финансовой отчетности.

Вопрос 14. Сколько сотрудников работало в 2021 году и работает в настоящее время в БРК?

Ответ: Утвержденная штатная численность БРК в 2021 и 2022 годах – 224 единицы. Фактическая численность на 31.12.2021 - 214 человек, на 31.03.2022 - 216 человек. Для сравнения численность персонала в банках развития развивающихся стран и партнерах по ЕАЭС значительно выше – ВЭБ РФ – 1,5 тыс. человек (в корпорации ВЭБ РФ более 3 тыс. человек), НБВЭД Узбекистана – 5,5 тыс. человек, в польском BGK – 1,5 тыс. человек.

Вопрос 15. За годы деятельности какой доход получен БРК в разбивке по годам?

Ответ: Информация о доходности и прибыли Банка является открытой, которую можно посмотреть в финансовых и годовых отчетах Банка Развития на сайте по ссылке https://www.kdb.kz/investors/financial-and-annual-reporting/.

Консолидированная чистая прибыль по итогам 2021 года составила 31,5 млрд тенге, 2020 год – 22,4 млрд тенге, 2019 год - 11 млрд тенге.


АО «Банк Развития Казахстана»
проспект Мәңгілік Ел, здание 55 А, н.п. 15 Z05T3E2 Астана
+7 (7172) 79 26 79