По первому вопросу. На какую сумму (процент от общей суммы договора) выполнены обязательства АНПЗ перед банком?
Согласно Соглашениям об открытии кредитной линии (далее – СОКЛ), заключенных между Банком Развития и ТОО «АНПЗ», передача конфиденциальной информации, к которой относится и запрашиваемая вами информация, третьим лицам возможна только с письменного согласия другой стороны, или по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных законодательством Казахстана на получение такой информации.
В связи с отсутствием согласия о раскрытии информации со стороны ТОО «АНПЗ», Банк не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию. В случае предоставления согласия со стороны ТОО «АНПЗ» Банк готов раскрыть данные.
При этом отмечаем, что БРК открыл финансирование двух проектов Атырауского нефтеперерабатывающего завода – «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» в 2012 году и «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» в 2010 году. Общий объем финансирования БРК составил 1 539,8 млн долларов при общей стоимости проектов 3 201 млн долларов ТОО «АНПЗ» исполняет принятые на себя финансовые обязательства в полном объеме и в соответствии с установленными сроками. Просрочек по платежам допущено не было.
По второму вопросу. На основании какого документа и кем было принято решение о кредитовании АНПЗ?
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона «О Банке Развития Казахстана» финансирование Банком Развития производится на условиях, в порядке и сроки, определенные Меморандумом о кредитной политике БРК.
Компетенция органов Банка Развития по принятию решений о финансировании определяется в Меморандуме и уставе Банка Развития.
В частности, решение о финансировании проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» было принято Советом директоров БРК 25 марта 2010 года. Решение о финансировании проекта «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» было принято Советом директоров БРК от 14 мая 2012 года.
По третьему вопросу. Каким документом Банка регулируется размер собственного участия заемщика в проекте? (просьба предоставить копию документа).
Размер собственного участия заемщика в проекте определен Правилами внутренней кредитной политики Банка Развития. Данные правила используются для внутренней организации и осуществления деятельности Банка Развития по эффективному управлению кредитным портфелем.
Отметим, что пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса РК определено, что законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В свою очередь отметим, что информация по всем проектам, в том числе по участию Банка Развития в каждом проекте, доступна на официальном сайте Банка Развития Казахстана (https://www.kdb.kz/projects/). К примеру, по двум проектам модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода («Строительство комплекса глубокой переработки нефти» и «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов») участие Банка Развития составило 48,1%. Другими инвесторами проектов выступили Экспортно-импортный банк Китая и Японский банк международного сотрудничества.
Дополнительно отметим, что проекты модернизации Атырауского нефтеперерабатывающего завода имеют республиканское значение. Они
включены в Государственную программу индустриально-инновационного развития, а также в Республиканскую карту индустриализации и финансируются Банком развития в рамках реализации данных программ. Запуск двух новых комплексов позволил увеличить мощности по переработке нефти с 5 до 5,5 млн тонн в год для производства высокооктанового бензина, авиатоплива и дизтоплива, увеличена глубина переработки нефти, были освоены экологические стандарты моторных топлив К4, К5, соответствующие стандартам Евро-4 и Евро-5.
Один из главных результатов модернизации – это значительный рост выработки нефтепродуктов. Так, по данным Национального энергетического доклада Kazenergy за 2019 год, производство высокооктанового бензина на АНПЗ выросло с 643 тысяч тонн в 2017 году до 1 191 тысячи тонн уже в 2018-м. По данным с официального сайта АНПЗ, по итогам 2021 года показатель вырос до 1 362 тысячи тонн.
В целом модернизация АНПЗ, а также двух других крупнейших НПЗ (в Павлодаре и Шымкенте) позволила обеспечить потребности внутреннего рынка Казахстана в моторных топливах, снизив до минимума их поставки из-за рубежа.
При этом модернизация позволила отправлять бензин на экспорт: например, по данным казахстанских СМИ, в 2020 году зарубежные поставки бензина железнодорожным транспортом составили 487,1 тысячи тонн бензина по направлению в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Грузию, а также страны Европы. В 2021 году экспорт продолжился, и достичь этого помогла в том числе модернизация, которая позволила повысить качество выпускаемых на АНПЗ моторных топлив до современных экологических стандартов. Таким образом, финансирование проектов позволило уйти от импортозависимости, перейдя на самообеспечение с возможностью продавать излишки производимой продукции. Отдельно стоит выделить мультипликативный эффект от проектов АНПЗ. К примеру, по данным с официального сайта АНПЗ, налоги и другие платежи, выплаченные предприятием в государственный бюджет в 2021 году, составили 76,6 млрд тенге, из них в республиканский бюджет направлено 27 млрд тенге, а в местный – около 50 млрд.
Запуск проектов обеспечил постоянными рабочими местами 767 человек. Сейчас АНПЗ входит в список крупнейших налогоплательщиков Республики Казахстан.